Воскресенье, 05.05.2024, 13:01

Сайт учителя математики и информатики Малахова С.П.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Школьное МО учителей естествознания [0]
Школьное методическое объединение учителей естествознания: планы работы на учебный год и протоколы заседаний.
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Эссе "Моя педагогика" на конкурсе "Учитель года 2005"

    «Моя педагогика» (эссе) 

    Малахов Сергей Петрович - учитель информатики

    2005 г.

             Как человек, которому не чуждо поэтическое слово, которому легче выразить свои мысли на бумаге в чёткой и красивой форме, я начну свои размышления со стихотворения, написанного мною совсем недавно. Поводом к его написанию послужило моё нынешнее участие в конкурсе.

                         Учителям

           Учителем я стал почти случайно,

           Но видимо судьба меня вела.

           А её путь, всегда покрытый тайной,

           Определяет сущность бытия.

     

           Пятнадцать лет работаю я в школе

           И мне, поверьте, есть о чём сказать.

           Сейчас бы выйти прямо в чисто поле

           Да от души там шашкой помахать.

     

           Но наше поле – парты, доски, книги,

           А наши шашки – мел да карандаш.

           Всё ж педагогика не лишена интриги.

           Берём мы детские умы на абордаж.

     

           У нас своё учительское братство

           И мерой времени давно уж стал урок.

           Но из души прорвётся хулиганство

           И ляжет на бумагу между строк.


           Работа наша очень кропотлива,

           В ней место есть и сердцу, и уму.

           Ты за один урок, без перерыва,

           Способен достучаться хоть к кому.

     

           Скомкаешь ты, ещё не мало копий

           И не один пуд соли может, съешь.

           До самой старости не избежишь утопий,

           Что заполняема в умах любая брешь.

     

           А как иначе? Веришь, любишь, учишь

           И в сотый раз одно и то ж твердишь.

           Ты результат в учениках получишь,

           Быть может, через годы разглядишь

     

           В них те крупинки разума и веры,

           Которые заложены тобой

           Ни ради красного словца, ни для карьеры,

           А просто долг у нас с тобой, такой.

     

           И даже в пору новых технологий,

           Когда компьютер входит в каждый дом.

           Он не собьёт учителя с дороги,

           А станет лишь помощником при нём.

     

           Живое слово, даже бессловесность…

           О чём ещё Конфуций говорил,

           В тени Учителя найдёшь свою известность.

           Дай бог тебе, чтоб верил и творил.

                                                    /16.03.2005/

     

    Педагогика, как наука, существует довольно давно, а процесс обучения и передачи знаний вообще присущ человеческому обществу изначально. Тогда по логике вещей мы должны иметь полную и всеобщую грамотность. Но что же мы имеем на сегодняшний день, всё новые и новые проблемы в обучении и воспитании детей. Меня всегда будоражит вопрос: «Что же такое педагогика, наука это или искусство, или вообще ремесло?»

             Вопрос о том, куда следует отнести педагогику, к разряду наук или к искусствам, время от времени возобновляется. Очевидно, это вопрос чисто теоретический, вопрос классификации и методологии, но он очень важен для меня, как для педагога. Что же, в самом деле, за вещь педагогика и сам педагог есть ли в некотором роде художник или человек науки? Обсуждением поставленного вопроса занимался ещё Ушинский в предисловии к сочинению «Человек как предмет воспитания» и решил его так, что педагогика есть искусство, а не наука. Он основывался в этом случае на том различии между наукой и искусством, которое сделал английский философ Джон Стюарт Милль (1806-1873) в своей «Логике». Нет никакого сомнения, что вопрос о том, считать ли педагогику наукой или искусством, разрешится вполне, если будет отчетливо выяснено и определено, что такое наука, что такое искусство и чем занимается педагогика. Можно так думать о науке: она есть осуществление стремления к чистому знанию, бескорыстному, самодовлеющему, знанию ради приятности и благородства самого знания; она есть возвышение ума в сферу бесстрастную и спокойную, где абсолютно царит разум, хотя расширение знания и сопровождается актом величайшего удовольствия. Чисто научное исследование совершенно и решительно чуждо каких-либо практических целей и интересов, попыток научать, исправлять, улучшать; оно есть знание, чистая мысль и больше ничего. Возле человека чистой науки может лежать богатейшее приложение его научной теории, обещающее неисчислимые блага и ему самому, и другим, и человек науки может пальцем не пошевельнуть для совершения этого приложения. Практическая утилизация знания это совсем другой мир, существенно различный от чистого мира мысли и знания. 

    Понимание явлений и расширение своего понимания вот сущность научной деятельности. А воспользуется ли кто-нибудь научными знаниями в практическом отношении или нет, принесут ли они какую-нибудь пользу или нет это совсем другой вопрос, чистой науки самой по себе совсем не касающийся. Принесут хорошо, не принесут неогорчительно.

    Но держаться в такой отвлечённой сфере далеко не всякому ученому возможно. Перед его глазами расстилается жизнь, полная лишений и неустроенности, люди страдают от этого нравственно и физически; у него же в руках есть знание, которое, надлежащим образом примененное и выраженное, может бросить луч света в темноту и уменьшить бедствия. Применение научных законов к требованиям жизни и есть искусство. Человек искусства не ставит своей задачей расширение знания ради самого знания, за чистым самодовлеющим знанием он не гонится, в сфере чистой мысли холодно его горячему любвеобильному сердцу; знать чтобы помочь, повелевать природой, доставлять удобства людям вот цель человека искусства. Разница по цели деятельности между человеком науки и человеком искусства ясна: один хочет открывать новые знания, теоретически выяснять прежние; другой из знаний, уже открытых, стремится извлечь практические результаты, а о новом знании заботится настолько, насколько оно обещает новые улучшения жизни. Что же касается самих мыслительных процессов, то они близко сходны и у человека науки, и у человека искусства: и тот, и другой вращаются постоянно в сфере научных положений, законов и правил, комбинируют научные данные на разные лады, делают заключения, новые сопоставления и т. д. Только человек науки ставит дело так, чтобы из образованных сочетаний получилось новое теоретическое положение, а человек искусства так, чтобы получилось новое практическое применение. Последний для достижения своей цели неизбежно вводит в свою мысль новые элементы, потребности жизни, времени, обстоятельств. С этой точки зрения на науку и искусство педагогика, несомненно, должна быть отнесена к разряду искусств, потому что она имеет своей задачей не расширение чистого знания ради его самого, а более практические цели  правильное развитие способностей детей, их нормальное физическое и психическое развитие. Те законы, которые добыты науками о человеке, она старается применить к развитию подрастающего поколения. Искусство есть приложение науки, и человек искусства постоянно вращается в сфере научных положений и формул. Невозможно прилагать науку, не зная науки и не рассуждая научно.

    С другой стороны многие науки возникли и развились под влиянием чисто практических потребностей и соображений. Средневековые алхимики стали основателями научной химии, но руководствовались в своих исследованиях соображениями чисто практического характера; геометрия как отвлеченная наука возникла из жизненных потребностей и практических измерений Земли; то же можно сказать про древнюю астрономию и науку права. Таким образом, применение законов оказывается деятельностью, неразрывно связанной с чисто теоретическим изысканием и иногда даже непосредственно переходящей в это теоретическое изыскание. Поэтому не стоит разделять эти два вида умственной деятельности, столь тесно связанные между собой, и та и другая деятельность есть деятельность научная; но одна есть чисто или отвлеченно научная, а другая практически научная или прикладная. С этой точки зрения на науку и искусство педагогика, очевидно, должна быть зачислена в разряд прикладных наук.

    Педагогика изучает прошлое. Воспитательная деятельность началась не сегодня, она есть одна из существенных функций человека. Чем сложнее жизнь, тем сложнее воспитание, чем проще среда, в которой вращаются люди, тем проще воспитание. Если мы возьмем дикаря с самыми простыми бытовыми условиями, мы и там найдем воспитание, хотя, по нашему мнению, крайне несовершенное и грубое. Словом, где человек, там и воспитание, а у образованных народов еще и думы, теории о воспитании. Все это дело нелегкое  и не имеет ничего особенного по сравнению со всяким другим научным изучением.

    Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, это науки о человеке. Научные законы педагогикадолжна применять к известным обстоятельствам и потребностям и с известной целью. Откуда она возьмет знание этих обстоятельств, подобные сведения можно почерпнуть только из истории народа, из склада его общественной и государственной жизни, из потребностей и задач его настоящего. Таким образом, для применения общих законов жизни и развития природы человеческой к известной группе людей необходимо серьезное знание истории данного народа, его душевного склада, его современных стремлений и потребностей. А чтобы успешно выполнить намеченную такими путями цель, необходимо свободно располагать всем педагогическим опытом человечества, обстоятельно знать, к каким результатам пришло в этом отношении человечество, какие создало методы воспитания, какими воспитательными средствами пользовалось, какой преследовало образовательный курс и т. д., иначе сказать, нужно широкое знание истории педагогики.

    Если говорить о практической деятельности педагогов, то воспитательная деятельность есть практическая техническая деятельность, мастерство или даже, если хотите, ремесло. Взятая в своем чистом виде, она, имеет мало научного характера, будучи индивидуальной или вообще слишком частной и не заключая объяснительных рациональных элементов, преследуя непосредственную ближайшую цель и мало заботясь обо всех общих отдаленных вопросах. Конечно, в полной власти педагога осмыслить свою деятельность. Он может стараться применять в своей деятельности положения действительно научные, а не правила и советы сомнительной практической мудрости, не проверенной научным анализом. Вместо полусознательного и неметодического экспериментирования, каким обыкновенно бывает вся деятельность педагога, особенно молодого, начинающего. Он может подвергнуть научное положение вполне сознательному и систематическому педагогическому опыту; вращаясь постоянно среди детей, только что развивающихся, он может с разных сторон проследить историю развития и склада человеческой личности. Он внесет тогда в свою деятельность не только элементы прикладной науки, но поднимется в сферу чистой науки, будет расширять, и приумножать чистое знание о человеческой природе. В отдельных личностях он будет изучать тогда природу общечеловеческую. Словом, осмыслить, рационализировать свою деятельность педагог может очень легко, так как она непосредственно связана со многими и различными научными сферами. Но для этого нужно получить соответствующую педагогическую подготовку, нужно получить вкус и любовь к научному исследованию. Такой подготовкой, такой любовью к науке педагоги владеют не всегда, мне думается, с этим повезло, я понял в этом вкус.

    Сила педагогического образования заключается не только в основных для педагога сведениях, в знании преподавательских приемов и манипуляций, в составлении конспектов и т. п. Такой подготовкой будущие педагоги ставятся в невозможность осмысливать свою, так требующую света науки деятельность. Оттого они позднее могут стать заурядными ремесленниками, дальше удачной выучки какому-нибудь предмету ничего не видящими и не знающими, легко впадающими при воспитании живой человеческой личности, в деле, вечно изменяющемся и разнообразном, в крайнюю рутинность и механизацию.
    Впрочем, настоящих педагогов, Педагогов с большой буквы, наверное, и не может быть очень много. Чтобы быть хорошим учителем, для этого нужно основательно знать свою науку и хорошо разбираться в методике. Так как же я сам отвечаю на поставленный вначале вопрос «Что же такое педагогика, наука это или искусство, или вообще ремесло?» И я прихожу к выводу, что это и первое, и второе, и третье. Это наука, потому что нам приходится знать и применять на практике множество действительно научных знаний. Это искусство, потому что каждый хороший педагог должен одновременно являться и сценаристом, и артистом, и режиссёром своих уроков-спектаклей. Это и ремесло, потому что без знания методик и технологий, без прочувствованного опыта их применения педагог тоже далеко не продвинется, да и любому учителю известно, сколько рутинной работы приходится нам перелопачивать, как и любому ремесленнику.

    Категория: Мои статьи | Добавил: serg-malachov (29.04.2012)
    Просмотров: 384 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 4
    4 serg-malachov  
    0
    Полный текст можно найти в моих файлах. biggrin

    3 serg-malachov  
    0
    Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т. п. с помощью информационных моделей. Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Обобщая существующие определения этого термина, можно предложить такую трактовку: Информатика — область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования и использования информации с помощью компьютера. Главная функция информатики заключается в разработке средств и методов и преобразования информации. Исходя из этого, задачи информатики состоят в следующем: исследование информационных процессов любой природы; разработка новейшей информационной технологии на базе компьютеров и компьютерных сетей; решение научных и инженерных проблем создания и внедрения аппаратно-программного обеспечения компьютеров. Информатика существует не сама по себе, а является комплексной дисциплиной, предназначенной для создания новой информационной техники и технологии для решения проблем в других областях. Она предоставляет методы и средства исследования другим областям, даже таким, где применение количественных методов кажется невозможным из-за неформализуемости изучаемых процессов и явлений. В будущем индустрия информатики станет ведущей в информационном обществе и обеспечит своевременную информированность любого ее члена. В школьных стенах информатика представлена соответствующей дисциплиной, которая призвана сформировать в учащихся необходимый уровень информационной культуры, научить системно-информационному подходу к окружающему миру, подготовить к полноценной жизни в информационном обществе. Круг проблем, рассматриваемых информатикой, настолько широк, что помимо сугубо специальных тем, касающихся исключительно компьютерной техники, приходится вникать в проблемы других областей знаний, таких как физика, химия, биология, литература. Это обусловлено тем, что информатика представляет совершенно особую область знаний, которая интегрирует все остальные. Благодаря ожидаемому внедрению информационных систем и технологий в различные сферы деятельности, можно представить область информатики как некую среду существования прочих дисциплин. Информатика должна стать дисциплиной совершенно иного уровня и качества, нежели все существующие ныне. Она будет обобщать знания, полученные по другим предметам, учить новому системному осмыслению происходящих в мире процессов и явлений. Вот почему изучение информатики меня так увлекает. Буквально захватывает дух, когда ты ощущаешь себя на острие событий, ведь эта наука на протяжении моей педагогической деятельности, без всяких преувеличений, претерпевает революционные изменения, вряд ли какая-либо еще наука может похвастать тем же.

    2 serg-malachov  
    0
    Вот уже пятнадцать лет я работаю в школе учителем информатики и математики. В первую очередь я считаю себя учителем информатики, потому что эта наука стала не только моей работой, но и одним из самых сильных увлечений в моей жизни. Последняя информационная революция привела к появлению множества новых областей теории и практики, которые связаны с изучением и производством технических средств, методов, технологий, обеспечивающих прирост новых знаний. Одной из таких областей знаний является информатика. Понятие «информатика» возникло в 60-х годах во Франции для обозначения области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин (ЭВМ). Французский термин информатика образован путем слияния начала слова информация и конца слова автоматика и означает «информационная автоматика» или «автоматизированная переработка информации». В англоязычных странах этому термину соответствует синоним «наука о компьютерной технике». Выделение информатики как самостоятельной сферы человеческой деятельности связано, в первую очередь, с развитием компьютерной техники. Причем основная заслуга в данном случае принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х годов послужило началом 4-й информационной революции. С этого времени элементной базой вычислительной машины становятся интегральные схемы и микропроцессоры. Область, связанная с созданием и использованием компьютеров, получила еще один мощный импульс в своем развитии. Термин информатика начинает выступать в обновленном виде и служит не только для отражения успехов компьютерной техники, но связывается уже с глобальными процессами передачи и обработки информации. В нашей стране подобная трактовка термина «информатика» утвердилась с момента принятия соответствующего решения в 1983 году на сессии годичного собрания Академии наук СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как «комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики». В таком понимании информатика нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей.

    1 serg-malachov  
    0
    Продолжение

    «Мало знать, надо и применять.
    Мало хотеть, надо и делать»
    И. Гёте
    Философию и педагогику объединяет одна главная обязанность – это обязанность думать. Но между ними существует разница: философ думает о жизни, о её категориях отстраненно, а учитель всегда помнит, что это жизнь его учеников. Но ни одна даже сверх гениальная методика не сможет уберечь ребёнка от ситуации неуспеха в учёбе и в обывательской жизни. Но вернуть ребёнку веру в себя и в мир всегда возможно и сделать это может учитель, который, находясь в круговерти старых и новых педагогический течений, умеет сохранить свою целостность и он способен сказать как мудрец, глядя своему ученику в глаза: «Верь мне, потому что я люблю тебя!». В юности я не мечтал стать учителем, «но видимо судьба меня вела». Ещё до окончания Волгоградского государственного университета я начал свою педагогическую деятельность в качестве учителя информатики и вычислительной техники в своей родной школе. Отсутствие педагогической практики всё-таки не испугало меня, зато я имел максимум желания и напора, чтобы передать только что полученные знания в университете своим ученикам в школе, от которых я был немногим старше. Моим увлечением со студенческой скамьи стал компьютер и я стремился свою передать детям. Получив специальность физика-теоретика, я снова встал перед выбором, можно было дальше продолжить обучение в аспирантуре и связать свою жизнь с наукой, поэтому не случайны мои размышления о педагогике, как науке. Но чистая наука меня чем-то отпугивала, и два года работы в школе перетянули чашу весов в сторону педагогики. Мне посчастливилось в том, что тогда в 1990 году в школу поступил новый компьютерный класс «УКНЦ», конечно сейчас он давно уже устарел и морально, и физически, но он верой и правдой прослужил нашей школе более 10 лет и позволил обучать информатике в машинном варианте. А ведь все, наверное, прекрасно помнят и так называемый безмашинный вариант изучения информатики, для меня этот вариант вообще казался пустой тратой времени, если ещё учесть и то, что его вели по совместительству учителя математики. Главным принципом при изучении информатики, я считаю, должно быть практическое применение полученных знаний, иначе изучение этого предмета будет похоже на изучение какого-либо «мёртвого» языка. Поэтому в своей работе я всегда делаю упор на отработку практических умений и навыков. При работе на УКНЦ можно было научить детей неплохо программировать, хотя данные компьютеры были довольно слабые и капризные, в плане надёжности и серьёзно обучать использованию различных прикладных программ не представлялось возможным. Но и тогда мы изучали графический и текстовый редакторы. В 9 классе изучался авторский факультативный курс «Машинная графика», который можно отнести к более раннему изучению информатики, т.к. курс состоял из двух больших разделов «Графические редакторы» и «Элементы программирования» на языке Бейсик, Бейсик-графика, эти разделы по своей сути являются темами из курса ОИВТ. В классе имелся очень широкий выбор различных программных средств выписанных в своё время из Москвы, Казани, привезённых из Элисты, Волгограда, Волжского и Ростова. Всё стремительное развитие компьютерной техники происходило буквально у меня на глазах. И я в меру своих сил и возможностей старался не отставать от этого процесса, поэтому в нашей школе раньше чем в других школах района появились первые IBM-совместимые компьютеры, принтеры, сканеры, различное программное обеспечение. Всё это делалось не ради спортивного интереса, а ради обучения детей и это давало свои результаты. Сейчас информатика в нашей школе ведётся в 8-9 классах по 1 часу в неделю, в 10-11 по 2 часа, кроме того, ведутся факультативные курсы «Компьютерные технологии» и «Программирование на Visual Basic». Информатика развивается так же стремительно, как и компьютерная техника, и поэтому учителю информатики необходимо много работать над повышением своей квалификации, заниматься самообразованием, находиться в постоянном движении и поиске, остановившись даже на год можно безнадёжно отстать.
    Интерес учащихся к предмету не ослабевает, но больше поворачивается в сторону пользовательского аспекта информатики, программированием увлекается не каждый, возможно в силу этого в последние годы мои ученики не показывают хороших результатов на республиканских олимпиадах, хотя на районных ежегодно занимают призовые места.

    Имя *:
    Email *:
    Код *: