Профильное
обучение (апрель 2004 г.)
В 10-11
классах в учебном плане для математического профиля отводится 2 часа в неделю
на изучение ОИВТ, а вот для изучения ОИВТ в гуманитарном профиле вообще не
отводится времени. Возникает вопрос: «Нужен ли отдельный предмет «Информатика»?
Безусловно, причем с достаточно весомой теоретической составляющей, поскольку
никакой другой предмет не даёт систематизированных знаний в области закономерностей
протекания информационных процессов, сопровождающих любую деятельность человека
(да и саму жизнь в нашем мире), и не позволяет приобрести опыт работы с
информационными объектами различных видов и способов представления, а также
опыт целесообразного применения современных информационных технологий для
использования существующих и создания собственных информационных ресурсов.
Сегодня в условиях информатизации общества и развития высоких технологий вряд
ли кого стоит убеждать в значимости (и личной, и общественной) достаточно
высокого уровня компетентности выпускников школы в этой области. У нас в школе
этот вопрос решается таким образом, что учащиеся гуманитарного профиля из
предложенных курсов по выбору отдали предпочтение курсу ОИВТ, но для них
информатика ведётся в урезанном варианте, так как на её изучение отводится только
1 час в неделю. Нужно сказать, что учащиеся гуманитарного профиля (Хубашвили А.
и Затонский А. 10 класс, Глуходедов С. и Попова С. 11 класс) с большим
интересом относятся к изучению предмета и иногда справляются с предлагаемыми
заданиями и практическими работами лучше учащихся математического профиля, это
свидетельствует о том, что учащиеся делают уже осознанный выбор и изучают
выбранный предмет более ответственно. Учебный план общеобразовательной школы — до предела
«плотный» документ. С учётом обшей тенденции к разгрузке школьника, изъятия из
содержания обучения всего дублирующего или второстепенного материала,
информатика, тем не менее, остается непременным элементом общеобразовательной
подготовки. Стоит задать вопрос — почему? Только ли ради освоения компьютера и
«джентльменского набора» программных средств? Или на это существуют иные,
более глубокие причины?
По-видимому, освоение
компьютера очень важная, но все же локальная задача курса информатики. Во
всяком случае, только ради нее не стоит перегружать школьника, тем более, что
при необходимости освоение основ компьютерной грамотности при современном дружественном
интерфейсе явно не представляет труда. Значительно более важным является то,
что информатика — единственный из школьных предметов, который дает
представления о ряде фундаментальных идей, которые, «управляют» современным
миром. Таких идей, по сути, только три: моделирование и формализация,
автоматизация, управление.
Что
касается оснащенности образовательного процесса, то в настоящий момент в школе
насчитывается 7 современных компьютеров, сканнер, 2 лазерных принтера и один
струйный (для цветной и черно-белой печати). На этом оборудовании проводятся
как учебные, так и индивидуальные факультативные и кружковые занятия, в которых
участвуют ученики с 6 по 11 классы, время работы распределено по часам в
соответствии с отдельным расписанием. Интерес
учащихся к предмету не ослабевает, но больше поворачивается в сторону
пользовательского аспекта информатики, программированием увлекается не каждый,
возможно в силу этого в последние годы наши учащиеся не показывают хороших
результатов на республиканских олимпиадах, хотя на районных ежегодно занимают
призовые места.
В
текущем учебном году учащиеся 10 и 11 классов математического профиля, также выбрали
факультатив по информатике, в результате чего они изучают ОИВТ в объёме 3 часов
в неделю. Это позволяет изучать основы программирования в среде Visual Basic, это современное средство разработки программ
адаптированное к операционной системе Windows. Изучение основ
программирования в дальнейшем позволит учащимся самостоятельно составлять
различные программы, в том числе демонстрационные, обучающие и т. д., позволит
учащимся более успешно участвовать в олимпиадах по информатике. Многие учащиеся
10-11 классов хорошо освоили работу на компьютере и используют эвм в своей
повседневной учебной деятельности для подготовки различных выступлений,
рефератов и т. д. Особо можно отметить учащуюся 11 класса Сурикову Аню, которая
будет сдавать экзамен по ОИВТ в форме реферата по теме: «Сайт Тундутовской
средней школы». Она практически самостоятельно разработала мультимедийную
презентацию о нашей школе, самостоятельно освоив работу с новым программным
средством, которое не изучается в рамках курса ОИВТ.
|