«Изучение информатики, как обязательного предмета в школе»
Нужен ли
отдельный предмет «Информатика»? Безусловно, причем с достаточно весомой
теоретической составляющей, поскольку никакой другой предмет не даёт
систематизированных знаний в области закономерностей протекания
информационных процессов, сопровождающих любую деятельность человека (да и саму
жизнь в нашем мире), и не позволяет приобрести опыт работы с информационными
объектами различных видов и способов представления, а также опыт
целесообразного применения современных информационных технологий для
использования существующих и создания собственных информационных ресурсов.
Сегодня в условиях информатизации общества и развития высоких технологий вряд
ли кого стоит убеждать в значимости (и личной, и общественной) достаточно
высокого уровня компетентности выпускников школы в этой области. Учебный план общеобразовательной школы — до предела
«плотный» документ. С учётом обшей тенденции к разгрузке школьника, изъятия из
содержания обучения всего дублирующего или второстепенного материала,
информатика, тем не менее, остается (и, надеемся, уже останется) непременным
элементом общеобразовательной подготовки. Стоит задать вопрос — почему? Только
ли ради освоения компьютера и «джентльменского набора» программных средств?
Или на это существуют иные, более глубокие причины?
По-видимому, освоение
компьютера очень важная, но все же локальная задача курса информатики. Во
всяком случае, только ради нее не стоит перегружать школьника, тем более, что
при необходимости освоение основ компьютерной грамотности при современном дружественном
интерфейсе явно не представляет труда. Значительно более важным является то,
что информатика — единственный из школьных предметов, который дает
представления о ряде фундаментальных идей, которые, «управляют» современным
миром. Таких идей, по сути, только три: моделирование и формализация,
автоматизация, управление.
Идея формализации,
построения и изучения модели — основа современного метода познания. Любая
естественная наука имеет дело с моделями. Казалось бы, при чем здесь
информатика? Однако еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем
была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их
внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся
построением и изучением этих «форм», т. е. информационных моделей. Таким
образом, универсальность, «метапредметность» информатики не является чем-то
насильственным или внешним, а вытекает из самого существа науки.
Вторая
и третья идеи непосредственно примыкают к первой.
Конечная
цель науки, как это хорошо известно, отнюдь не в праздном познании внешнего
мира, а в обретении могущества, возможности управлять природой и обществом
(современные «реформаторы» образования, которые стремятся заменить «сциентизм»
«гуманизмом», по сути, ведут дело к обезоруживанию молодого поколения перед
лицом отнюдь не гуманного мира).
Управлять, разумеется, можно
по-разному. Однако рецепт управления, предложенный наукой, вполне однозначен
— управлять через автоматизацию. В свою очередь, чтобы автоматизировать, надо
стачала формализовать, т. е. выделить некоторую форму, структуру. Таким
образом, круг замкнулся, и мы снова возвращаемся к информационным моделям.
Мы сказали
об основных идеях информатики в предельно общем, почти философском ключе. В
действительности, эти идеи уже давно и прочно вошли в «прозу» нашей жизни.
Например, что мы делаем, когда формулируем свои мысли, оформляем
отчеты, заполняем всевозможные формуляры и пр. — по сути, строим информационные
модели. Посылая ребенка в магазин, мы стараемся, по возможности,
«автоматизировать» его действия, чтобы получить заданный результат. Наконец,
садясь за компьютер, вывешивая распоряжение, мы в действительности,
осуществляем «управление».
Учитывая такой исключительно широкий диапазон
применения основных идей информатики, логика построения непрерывного курса
становится вполне понятной - необходимо развивать его концентрически по трем
сквозным направлениям: «Информационное моделирование», «Информационные
процессы», «Информационные основы управления». Причем в начальном звене
изложение следует вести на «бытовом уровне», а в условиях вузовской подготовки
— выходить на обобщающие представления. В развернутой форме это логика представлена
в книге Е. А. Ракитиной «Теоретические основы построения непрерывного курса
информатики» (М., Информатика и образование. 2002).
Учебник
«Информатика. Систематический курс» в этой структуре занимает в какой-то мере
«серединное место». Авторы, С. А. Бешенков и Е. А. Ракиткина с одной стороны,
старались дать развернутую картину всех названных идей информатики, с другой,
стремились, по возможности, не уходить в крайности чрезмерного упрощения или
усложнения.
Во
всяком случае, в учебнике, равно как и в стандарте, нашли отражения несомненные
тенденции общеобразовательного обучения информатики:
•
отход от статуса изолированного учебного предмета, занимающегося изучением
только программирования и программных продуктов;
•
широкое использование понятий «информационной модели», «информационного
процесса», «управления» как основы «стыковки» информатики с другими
общеобразовательными предметами и широким спектром практических задач;
•
выход на освоение «аналитических информационных технологий», которые в отличие
от «кнопочных» технологий подразумевают владение навыками постановки задач,
интерпретации и оценки информации, принятия решений на основе неполной
информации и многими другими.
Как же
обстоят дела на практике. На протяжении более 11 лет в Тундутовской средней
школе изучается информатика в машинном варианте. В последние 3-4 года в
соответствии с БУП РФ на изучение ОИВТ отводится в 10-11 классах по 2 часа в неделю
(т.е. по 68 часов в год). В некоторых школах района ещё сохраняется практика
ведения ОИВТ по 1 часу в неделю, но существует тенденция к более раннему
изучению информатики с 8-9 классов. У нас в 9 классе изучается предмет
«Машинная графика», который тоже можно отнести к более раннему изучению
информатики, т.е. курс состоит из двух больших разделов «Графические редакторы»
и «Элементы программирования» на языке Бейсик, Бейсик-графика, эти разделы по
своей сути являются темами из курса ОИВТ.
Последние
6 лет в школе работает новый IBM совместимый компьютер Pentium,
который ежегодно модернизируется и оснащается за счёт средств родителей, также имеется сканнер
и струйный принтер (для цветной и черно-белой печати). На этом оборудовании
проводятся индивидуальные факультативные и кружковые занятия, в которых
участвуют ученики с 3 по 11 классы, время работы распределено по часам в
соответствии с отдельным расписанием. В текущем учебном году установлены два
современных компьютера и лазерный принтер по президентской программе
«Компьютеризация сельских школ», а также еще один компьютер приобретён за счёт
родительских средств.
Старый
компьютерный класс оснащен ЭВМ УКНЦ, в составе: 12 компьютеров РМУ (рабочих
мест учащихся) и 1 РМП (рабочего места преподавателя), в настоящий момент 2
компьютера находятся в нерабочем состоянии, но с учётом их срока эксплуатации
можно уверенно говорить о хорошей сохранности техники. За 10-11 лет работы
компьютеры уже выработали свой ресурс, к примеру, больше ни в одной школе
района эти классы уже не работают, хотя практически одновременно такие
компьютеры были установлены почти во всех школах.
В состав оборудования входит
один дисковод МС 5309 и один матричный принтер D100М, которые также
находятся в рабочем состоянии, т.к. регулярно производится их ремонт, чаще
всего собственными силами, средств из местного бюджета на эти нужды не
выделяется.
За
годы работы были дополнительно приобретены ещё один дисковод МС 5310 и принтер D100М,
за личные средства. От этого надёжность работы компьютерного класса возросла
практически в два раза, т.к. самым слабым звеном в названном оборудовании
является дисковод, а без его работы практически невозможна работа всего класса.
Также дополнительно была приобретена кассета ПЗУ с языком программирования Бейсик,
которая также повышает надёжность работы всего класса.
В
классе имеется очень широкий выбор различных программных средств выписанных в
своё время из Москвы, Казани, привезённых из Элисты, Волгограда, Волжского и
Ростова.
Интерес
учащихся к предмету не ослабевает, но больше поворачивается в сторону
пользовательского аспекта информатики, программированием увлекается не каждый,
возможно в силу этого в последние годы наши учащиеся не показывают хороших
результатов на республиканских олимпиадах, хотя на районных ежегодно занимают
призовые места.
В
марте месяце текущего года на базе нашей школы был проведён районный семинар
учителей математики и информатики, были проведены пять уроков:
1. 11 класс. Информатика -
«Текстовые редакторы». Малахов С. П.
2. 5 класс. Интегрированный
урок информатика – математика «Действия с десятичными дробями». Такмакова В. В.
3. 3 «б» класс. Интегрированный
урок информатика – математика «Закрепление знаний». Разумова С. М.
4. 10 класс. Интегрированный
урок информатика – математика «Исследование функций», «Построение фигур при
помощи графика». Такмакова В. В.
5. 9 класс. Машинная графика.
Практическая работа «Выполнение чертежа детали при помощи ЭВМ». Малахов С. П.
Семинар
показал хороший уровень подготовки учителей и хорошие навыки работы учащихся на
компьютерах, а также знание соответствующих теоретических основ.
|