Воскресенье, 05.05.2024, 16:21

Сайт учителя математики и информатики Малахова С.П.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Школьное МО учителей естествознания [0]
Школьное методическое объединение учителей естествознания: планы работы на учебный год и протоколы заседаний.
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Выступление на зональной августовской конференции 2002 года, с. Садовое Сарпинского района

    «Изучение информатики, как обязательного предмета в школе»

    Нужен ли отдельный предмет «Информатика»? Безусловно, причем с достаточно весомой теоретической составляющей, поскольку никакой другой предмет не даёт систематизированных знаний в области закономерностей протекания информационных процессов, сопровождающих любую деятельность человека (да и саму жизнь в нашем мире), и не позволяет приобрести опыт работы с информационными объектами различных видов и способов представле­ния, а также опыт целесообразного примене­ния современных информационных технологий для использования существующих и создания собственных информационных ресурсов. Сегод­ня в условиях информатизации общества и раз­вития высоких технологий вряд ли кого стоит убеждать в значимости (и личной, и обществен­ной) достаточно высокого уровня компетент­ности выпускников школы в этой области.

    Учебный план общеобразовательной школы — до предела «плотный» документ. С учётом обшей тенден­ции к разгрузке школьника, изъятия из содер­жания обучения всего дублирующего или вто­ростепенного материала, информатика, тем не менее, остается (и, надеемся, уже останется) непременным элементом общеобразовательной подготовки. Стоит задать вопрос — почему? Только ли ради освоения компьютера и «джен­тльменского набора» программных средств? Или на это существуют иные, более глубокие при­чины?

    По-видимому, освоение компьютера очень важная, но все же локальная задача курса ин­форматики. Во всяком случае, только ради нее не стоит перегружать школьника, тем более, что при необходимости освоение основ ком­пьютерной грамотности при современном дру­жественном интерфейсе явно не представляет труда. Значительно более важным является то, что информатика — единственный из школь­ных предметов, который дает представления о ряде фундаментальных идей, которые, «управляют» современным миром. Та­ких идей, по сути, только три: моделирование и формализация, автоматизация, управление.

    Идея формализации, построения и изу­чения модели — основа современного метода познания. Любая естественная наука имеет дело с моделями. Казалось бы, при чем здесь информатика? Однако еще на заре становле­ния европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути ве­щей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дис­циплина, занимающаяся построением и изу­чением этих «форм», т. е. информационных моделей. Таким образом, универсальность, «метапредметность» информатики не является чем-то насильственным или внешним, а вы­текает из самого существа науки.

    Вторая и третья идеи непосредственно при­мыкают к первой.

    Конечная цель науки, как это хорошо из­вестно, отнюдь не в праздном познании внеш­него мира, а в обретении могущества, возмож­ности управлять природой и обществом (современные «реформаторы» образования, которые стремятся заменить «сциентизм» «гуманизмом», по сути, ведут дело к обезоруживанию моло­дого поколения перед лицом отнюдь не гуман­ного мира).

    Управлять, разумеется, можно по-разно­му. Однако рецепт управления, предложен­ный наукой, вполне однозначен — управлять через автоматизацию. В свою очередь, чтобы автоматизировать, надо стачала формализо­вать, т. е. выделить некоторую форму, струк­туру. Таким образом, круг замкнулся, и мы снова возвращаемся к информационным моделям.

    Мы сказали об основных идеях информа­тики в предельно общем, почти философском ключе. В действительности, эти идеи уже дав­но и прочно вошли в «прозу» нашей жизни. Например, что мы делаем, когда формулируем свои мысли, оформляем отчеты, заполняем всевозможные формуляры и пр. — по сути, стро­им информационные модели. Посылая ребенка в магазин, мы стараемся, по возможности, «автоматизировать» его действия, чтобы полу­чить заданный результат. Наконец, садясь за компьютер, вывешивая распоряжение, мы в действительности, осуществляем «управление».

    Учитывая такой исключительно широкий диапазон применения основных идей инфор­матики, логика построения непрерывного курса становится вполне понятной - необходимо раз­вивать его концентрически по трем сквозным направлениям: «Информационное моделирова­ние», «Информационные процессы», «Инфор­мационные основы управления». Причем в начальном звене изложение следует вести на «бытовом уровне», а в условиях вузовской под­готовки — выходить на обобщающие представ­ления. В развернутой форме это логика пред­ставлена в книге Е. А. Ракитиной «Теорети­ческие основы построения непрерывного кур­са информатики» (М., Информатика и образо­вание. 2002).

    Учебник «Информатика. Систематический курс» в этой структуре занимает в какой-то мере «серединное место». Авторы, С. А. Бешенков и Е. А. Ракиткина с одной сторо­ны, старались дать развернутую картину всех названных идей информатики, с другой, стре­мились, по возможности, не уходить в край­ности чрезмерного упрощения или усложнения.

    Во всяком случае, в учебнике, равно как и в стандарте, нашли отражения несомненные тенденции общеобразовательного обучения ин­форматики:

    • отход от статуса изолированного учеб­ного предмета, занимающегося изуче­нием только программирования и про­граммных продуктов;

    • широкое использование понятий «ин­формационной модели», «информаци­онного процесса», «управления» как ос­новы «стыковки» информатики с дру­гими общеобразовательными предмета­ми и широким спектром практических задач;

    • выход на освоение «аналитических ин­формационных технологий», которые в отличие от «кнопочных» технологий подразумевают владение навыками по­становки задач, интерпретации и оцен­ки информации, принятия решений на основе неполной информации и мно­гими другими.

             Как же обстоят дела на практике. На протяжении более 11 лет в Тундутовской средней школе изучается информатика в машинном варианте. В последние 3-4 года в соответствии с БУП РФ на изучение ОИВТ отводится в 10-11 классах по 2 часа в неделю (т.е. по 68 часов в год). В некоторых школах района ещё сохраняется практика ведения ОИВТ по 1 часу в неделю, но существует тенденция к более раннему изучению информатики с 8-9 классов. У нас в 9 классе изучается предмет «Машинная графика», который тоже можно отнести к более раннему изучению информатики, т.е. курс состоит из двух больших разделов «Графические редакторы» и «Элементы программирования» на языке Бейсик, Бейсик-графика, эти разделы по своей сути являются темами из курса ОИВТ.

             Последние 6 лет в школе работает новый IBM совместимый компьютер Pentium, который ежегодно модернизируется и оснащается за  счёт средств родителей, также имеется сканнер и струйный принтер (для цветной и черно-белой печати). На этом оборудовании проводятся индивидуальные факультативные и кружковые занятия, в которых участвуют ученики с 3 по 11 классы, время работы распределено по часам в соответствии с отдельным расписанием. В текущем учебном году установлены два современных компьютера и лазерный принтер по президентской программе «Компьютеризация сельских школ», а также еще один компьютер приобретён за счёт родительских средств.

             Старый компьютерный класс оснащен ЭВМ УКНЦ, в составе: 12 компьютеров РМУ (рабочих мест учащихся) и 1 РМП (рабочего места преподавателя), в настоящий момент 2 компьютера находятся в нерабочем состоянии, но с учётом их срока эксплуатации можно уверенно говорить о хорошей сохранности техники. За 10-11 лет работы компьютеры уже выработали свой ресурс, к примеру, больше ни в одной школе района эти классы уже не работают, хотя практически одновременно такие компьютеры были установлены почти во всех школах.

    В состав оборудования входит один дисковод МС 5309 и один матричный принтер D100М, которые также находятся в рабочем состоянии, т.к. регулярно производится их ремонт, чаще всего собственными силами, средств из местного бюджета на эти нужды не выделяется.

             За годы работы были дополнительно приобретены ещё один дисковод МС 5310 и принтер D100М, за личные средства. От этого надёжность работы компьютерного класса возросла практически в два раза, т.к. самым слабым звеном в названном оборудовании является дисковод, а без его работы практически невозможна работа всего класса. Также дополнительно была приобретена кассета ПЗУ с языком программирования Бейсик, которая также повышает надёжность работы всего класса.

             В классе имеется очень широкий выбор различных программных средств выписанных в своё время из Москвы, Казани, привезённых из Элисты, Волгограда, Волжского и Ростова.

             Интерес учащихся к предмету не ослабевает, но больше поворачивается в сторону пользовательского аспекта информатики, программированием увлекается не каждый, возможно в силу этого в последние годы наши учащиеся не показывают хороших результатов на республиканских олимпиадах, хотя на районных ежегодно занимают призовые места.

             В марте месяце текущего года на базе нашей школы был проведён районный семинар учителей математики и информатики, были проведены пять уроков:

    1.     11 класс. Информатика - «Текстовые редакторы». Малахов С. П.

    2.     5 класс. Интегрированный урок информатика – математика «Действия с десятичными дробями». Такмакова В. В.

    3.     3 «б» класс. Интегрированный урок информатика – математика «Закрепление знаний». Разумова С. М.

    4.     10 класс. Интегрированный урок информатика – математика «Исследование функций», «Построение фигур при помощи графика». Такмакова В. В.

    5.     9 класс. Машинная графика. Практическая работа «Выполнение чертежа детали при помощи ЭВМ». Малахов С. П.         

             Семинар показал хороший уровень подготовки учителей и хорошие навыки работы учащихся на компьютерах, а также знание соответствующих теоретических основ.

    Категория: Мои статьи | Добавил: serg-malachov (29.04.2012)
    Просмотров: 294 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: